Український форум про фотографію, фототехніку, фотоподорожі

Композиция снимка - как построить кадр - художественное фото.

Створити нову тему   Відповісти на тему    Список форумів funPhoto -> Практика фотографії
 
Автор Повідомлення
Rebel
Письменник зі стажем


Зареєстрований: 29.11.2007
Повідомлень: 758
Откуда: Київ

ПовідомленняДодадано: Чт Бер 20 00:56    Заголовок сообщения: Композиция снимка - как построить кадр - художественное фото. Відповісти з цитуванням

Композиция снимка. Как построить кадр

Для того чтобы объяснить важность общей композиции снимка в фотографии, вместо множества непростых научных выкладок во вступлении о связи природы человеческого зрения с расположением фигур и линий в кадре лучше приведу один пример из собственной практики. Когда я, окончательно решив, что увлечение фотографией мне по душе, приобрел свой первый фотоаппарат (это была пленочная мыльница еще советского образца «Эликон»), мне, конечно, очень нравилась возможность создавать свои собственные кадры и самому же их потом проявлять и печатать. Но в скором времени, постепенно вникая в тонкости фотодела, я с некоторым разочарованием стал понимать, что не могу влиять на процесс съемки – камера работала только в автоматическом режиме, единственными доступными регулировками были установка светочувствительности пленки и выбор из трех позиций дальности фокусировки. А вот основных параметров экспозиции – ширины диафрагмы и выдержки (о них в следующих главах) я изменить не мог. Более того, нельзя было узнать, при каких показателях был сделан тот или иной кадр. Схожая, к слову, ситуация наблюдается со многими современными цифровыми "компактами". И вот, набравшись смелости, я написал письмо экспертам в редакцию самого настоящего фотожурнала с изложением своих чаяний и просьбой совета – благо у них как раз была соответствующая рубрика. К моему удивлению, из редакции достаточно быстро пришло ответное письмо. Дословный ответ сейчас вспомнить довольно сложно, но общий смысл заключался в том, что по существу моя камера вовсе не такая уж плохая или ограниченная – для начинающего фотолюбителя подходит в самый раз. А хорошие кадры можно получать и любительской техникой, так как более половины составляющей в успешном кадре заключается в правильно выстроенной фотокомпозиции. Даже при идеальном соблюдении всех параметров съемки и использовании самой дорогой зеркальной камеры кадр будет неудачным, если он плохо выстроен. Приободренный этим рассказом, я стал ближе знакомиться с художественными основами составления кадра (составление, связь, соединение – именно так в переводе с латинского звучит слово «композиция»), которой и посвящен данный раздел.

Действительно, ведь если разобраться, именно композиция является неким связующим звеном между реально существующей действительностью и внутренним отношением автора к этой действительности, его личным философским осмыслением окружающего мира. И от того, какой смысл автор вложит в тот или иной прием построения кадра, зритель будет судить о стиле и мировоззрении фотографа.

Восприятие снимка так или иначе связано с линейной перспективой, т.к. трехмерное пространство в реальности отображается в кадре на двумерной плоскости и посредством определенных комбинаций методов компоновки снимка в большинстве случаев мы представляем именно объемный сюжет. Также к основным элементам композиции относятся такие факторы, как расположение смыслового и зрительного центров снимка, использование тональной перспективы, геометрическая ориентация снимка, точка съемки и контраст. Остановимся на каждом из них подробней, с тем, чтобы понять, в каких случаях выбрать тот или иной композиционный прием, когда законы построения нельзя нарушать, а когда от этих правил можно отойти для достижения нужного результата.

Сюжетно-композиционный центр


Для точного и выразительного построения рисунка изображения, фотограф должен иметь четкое представление о сюжетном центре своей композиции. Именно сюжетном, а не геометрическом, на который и будет сделан акцент в его фото. Центральная сюжетная линия может включать в себя не один визуальный смысловой центр; они могут располагаться в разных частях кадра, но общей сути это не меняет – главное определить основную суть снимка. Затем необходимо найти детали и объекты, с наибольшей силой характеризующее отображаемое явление или предмет и акцентировать на них внимание любыми доступными выразительными средствами. Остальные же элементы, занимающие периферийное положение и составляющие окружающую среду, будут способствовать усилению звучания главной идеи фотоснимка. Главное здесь – сделать так, чтобы отдельные части окружающей среды ни в коме случае не отвлекали от главного в кадре, например большей яркостью, габаритами и т.д. Необходимо помнить, что в любом художественном процессе, к коим, несомненно, относится фотография, даже самая незначительная деталь имеет свою эстетическую форму, поэтому нужно постараться выбрать именно те элементы, которые будут подчеркивать иерархию основных и второстепенных объектов, и напротив, исключить из кадра то, что будет вносить дисгармонию в общий рисунок. Сделать это можно разными способами: уменьшить границы кадра, снять с другого ракурса, изменить направление освещения, наконец, убрать самому, если это возможно, лишнее из кадра – все, что подскажет фантазия фотохудожника. Иногда, на практике трудно сразу определить, что будет лишним, а без чего снимок будет «пресным», и здесь конечно огромное преимущество есть у цифровых фотокамер – можно сразу же оценить полученный кадр и, если нужно, подкорректировав ошибки, снять новый.

Размещение объектов в площади снимка

Определившись со всеми элементами, которые будут фигурировать в изображении, необходимо правильно расположить их в кадре, для чего существуют определенные правила. Во-первых, сюжетно-важные элементы должны располагаться на снимке не хаотично, вразнобой, а образовывать простые геометрические фигуры – так проще воспринимать снимок. Во-вторых, желательно подчинять расположение объектов съемки так называемому правилу «трех третей» или иначе «золотого сечения», следуя которому основной элемент изображения располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы.


Схема "золотого сечения". Оптимальные точки и линии расположения сюжетно-важных объектов в кадре.

Распространенной ошибкой начинающих фотолюбителей является совмещение сюжетного центра с геометрическим центром кадра, то есть расположение объекта по центру снимка – в результате получается центральная композиция, которая, как правило, считается неудачной. Целесообразным применение центральной композиции считается в случаях, когда изображению необходимо придать подчеркнутую статичность и монументальность, например при съемке архитектуры. Также желательно следить за рациональным использованием свободного места в кадре – частой ошибкой является оставление большого пространства, например, сверху кадра (небо, море, поле и т.д.) и «обрезка» части смыслового центра на ближних границах снимка. Если объект изображения имеет большие габариты или съемка ведется крупным планом, не следует занимать более 75-80% площади кадра, иначе снимок будет выглядеть загроможденным. Напротив, снимая слишком мелко, фотография будет выглядеть пустой, кроме того, хуже будет передана детализация объекта.



Правило равновесия

Одним из требований к фотокомпозиции является гармония. Это может быть гармония горизонтальных и вертикальных линий, дополняющих друг друга, гармония цветов, света и тени и т.д. Но гармоническое единство невозможно без уравновешенности в кадре. То есть элементы изображения должны быть связаны друг с другом по объему, размеру, тону или смысловой окраске. К примеру, композицию, построенную на одних горизонталях, во избежание однообразия рекомендуют оживить каким-либо вертикальным акцентом или усложнить диагональными линиями. Равновесие также может быть достигнуто в результате симметричного построения фотоснимка, в случае же асимметрии не рекомендуют перегружать правый нижний угол по сравнению с левым, а также сильно загружать всю верхнюю область кадра. Как исключение, иногда, для усиления динамичности и психологического напряжения в снимке намеренно нарушают равновесие.

Контрасты и аналогии

Еще одной из основ композиционного построения является контраст. Контраст усиливает эмоциональное звучание фото, делает его более выразительным. Контраст может быть построен на соотношениях черного и белого (или других цветов), на противопоставлении четким линиям изломанных, на съемке динамичных объектов среди статичных. К примеру, для придания эмоционального содержания снимку более светлый предмет нужно расположить на темном фоне и наоборот, темный – на светлом.

Противоположным контрасту выразительным приемом является аналогия, основанная на чередовании в определенном порядке одинаковых элементов. В фотографии зачастую используют сочетание этих принципов, выбирая один как несущий смысловую нагрузку, а другой – дополняющим контекст сюжета. К примеру, цветовой контраст может быть усилен аналогией форм, окрашенных в контрастные цвета.

Масштабность и перспектива. Точка съемки

В большинстве случаев, глядя на фотографию, мы имеем довольно точное представление о размерах объекта, представленного на снимке, хотя изображение во много раз меньше оригинала. Эта закономерность объясняется тем, что для соблюдения масштаба в кадр вводятся знакомые предметы для сопоставления размеров. Масштаб же, в свою очередь, находится в полной зависимости от перспективы. Размеры, очертания, форма, окраска меняются по мере изменения положения в пространстве относительно глаза наблюдающего человека. Уменьшение масштабов изображаемых предметов будет пропорционально их отдаленности от объектива камеры. Это и есть свойство линейной перспективы, которое также является сильным инструментом среди выразительных средств фотографии. Также существует понятие тональной перспективы – изменение четкости и яркости очертаний, а также цветов и тонов между фотоаппаратом и объектом съемки, обусловленное толщиной воздушного слоя. Линейная и тональная перспектива существую в природе и фиксируются объективом независимо от воли снимающего. Но есть возможность управлять этими свойствами в своих целях, усиливая или ослабляя тот или иной эффект. Используя короткофокусный объектив, можно значительно расширить пространство, а, применяя телеобъектив, перспективу можно сократить. К примеру, многие наверное замечали, что при съемке высотных зданий с ближнего расстояния с нижней точки кажется что строение сужается кверху и как будто заваливается назад – этот эффект усиливается с уменьшением фокусного расстояния, приближением к объекту съемки и увеличением угла наклона оптической оси фотоаппарата. В связи со свойствами перспективы наибольшее распространение в большинстве случаев получила фотосъемка под углом к объекту – она дает представление об объемных характеристиках предмета. Можно заметно усилить линейную перспективу, если показать на снимке точку схода линий, уходящих вдаль.



От точки съемки зависит эмоциональное и размерное восприятие сюжета. В большинстве случаев фотографируют с высоты человеческого роста – именно такие снимки дают наиболее верное и полное представление об объекте. При нижней точке объекты получаются преувеличенными и монументальными, при этом неся большую эмоциональную нагрузку и давление, а верхняя точка, напротив, уменьшает значимость и размеры предметов, иногда предоставляя при этом интересные ракурсы. При выборе точки съемки следует помнить, что линия горизонта, если она присутствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе она разобьет кадр пополам, затруднив выбор – на чем сосредоточить внимание. То же самое относится к строгим вертикальным линиям, которые, так же как и линию горизонта, лучше располагать по схеме «золотого сечения».

Правило диагонали

Поскольку наши глаза привыкли читать слева направо, снимок человек непроизвольно разглядывает таким же образом. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, поскольку в этом случае взгляд и объект съемки как бы движутся навстречу друг другу. Большим подспорьем в этом случае может стать какой-либо графический редактор – цифровую версию любого снимка в них можно «обернуть» по горизонтали или вертикали в нужном направлении нажатием всего 2-3 кнопок. Заодно можно проанализировать разницу в восприятии оригинала и перевернутой по горизонтали копии. При этом самым лучшим вариантом является случай, когда основная линия кадра проходит как бы по диагонали навстречу взгляду. Перед движущимися объектами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека нужно оставить свободное место, как бы предоставляющее свободу для фантазии и способствуя удобному «чтению» снимка.



Формат кадра

Выбор ориентации снимка обусловлен преобладанием в кадре вертикальных или горизонтальных линий. Зачастую мы, не задумываясь, переворачиваем фотоаппарат на 90 градусов, всего лишь исходя из потребности захватить в кадр нужные элементы изображения, хотя от геометрической ориентации зависит очень многое в восприятии кадра. Классическими соотношениями считаются 4:3 или 3:2, но в зависимости от ситуации и задач фотографа кадры могут быть и с другими соотношениями сторон, включая квадратные форматы и даже круглые (для них нужны специальные фотокамеры).





Также для достижения определенных эффектов фотокамеру иногда отклоняют на несколько градусов от горизонтального или вертикального положений. Стоит добавить, что в случае, когда сюжет съемки не диктует определенной ориентации кадра, целесообразней сделать горизонтальный снимок ввиду более легкого восприятия такой ориентации кадра.

Учитывая в зависимости от условий и целей съемки вышеописанные моменты, а также экспериментируя в их модификациях и отклонениях от четких рамок, можно сформировать некоторые штрихи своего собственного оригинального стиля, не нарушая при этом общих законов композиции. Ведь именно художественное построение кадра является одной из главных творческих составляющих в увлекательном деле создания фотографии.

Автор: Михаил Ряузов
Источник: Цифровик


Последний раз редактировалось: Rebel (Сб Тра 2 12:04), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посмотреть фотоработы пользователя
Rebel
Письменник зі стажем


Зареєстрований: 29.11.2007
Повідомлень: 758
Откуда: Київ

ПовідомленняДодадано: Сб Бер 22 19:57    Заголовок сообщения: Основы композиции Відповісти з цитуванням

Основы композии

Для того, чтобы получить хороший, пусть даже любительский снимок, недостаточно только купить фотоаппарат. Для того, чтобы снимок имел хорошее зрительное восприятие, Вам будет необходимо освоить азы композиции и компоновки кадра, о чем мы с Вами сейчас и поговорим.

Для изучения классических правил композиции предлагаю пойти несколько необычным путем. Давайте попытаемся немного отойти от фотографии и обратиться к классической живописи. Для улучшения зрительного восприятия снимка и фотографы и художники очень часто использовали "правило Леонардо", "правило 1/3" или "Золотое сечение".

Правило одной трети

Состоит оно в том, что снимок делится на равные части двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями. При этом получаются три горизонтальные и три вертикальные полосы одинакового размера, а также четыре точки пересечения линий. Если скомпоновать кадр таким образом, чтобы сюжетно важная часть снимка располагалась вдоль любой из четырех линий, то это даст основу для правильного построения кадра. Если к тому же поместить какой-либо предмет в любую точку пересечения горизонтальных и вертикальных линий, то почти наверняка взгляд будет прикован к снимку.

Другими словами, если, например вы снимаете морской пейзаж, то не стоит проводить линию горизонта ровно по середине кадра. Если вы хотите передать шторм, высоту волн, бурю то лучше сдвинуть горизонт наверх (отступив снизу 2/3). Если вы снимаете рассвет или закат, то лучше всего показать все оттенки неба, то есть разместить горизонт на нижней трети.

Рассмотрим применение этого правила на нескольких примерах.





И. К. Айвазовский "Девятый Вал"

Наверняка, раньше вы неоднократно видели репродукции картины Ивана Константиновича Айвазовского "Девятый Вал", признанную, по праву, шедевром мировой живописи. Но теперь, нам предстоит рассмотреть ее с точки зрения классической композиции. Мы специально разбили картину на равные части по правилу 1/3. Что же мы видим?

Полезный совет: Посещая картинные галереи, старайтесь как можно больше наблюдать за расположением объектов на картинах.

Если посмотреть на правую вертикальную линию, то мы увидим что через нее проходит солнечная дорожка. На пересечении нижней и правой линий расположено солнце и гребень набегающей волны. По нижней линии проходит граница вода-облака, а по верхней облака-небо. И, наконец, сам девятый вал расположен на пересечении левой и нижней линий.

В общей сложности, правило 1/3 применяется здесь, как минимум, в пяти случаях. Постарайтесь самостоятельно найти другие элементы, на которые распространяются эти правила. Такие же точно правила композиции реализованы на картине А. И. Куинджи "Ночное". Комментировать расположение элементов я не буду. Постарайтесь проанализировать данную картину самостоятельно.



А. И. Куинджи "Ночное"


Линейная перспектива. Передача пространства на плоскости

Kартина, создаваемая фотографическими средствами, не есть копия окружающего нас мира, хотя бы потому, что она воспроизводит объемный, трехмерный мир на двухмерной плоскости. Существует, конечно и стереофотография, но она требует специальных технических средств. Кроме того, наше стереоскопическое, а, следовательно, объемное видение этого мира, подменяется изображением, "нарисованным одним глазом" - объективом. Довольно часто, покорившие нас своей красотой картины природы, не получаются на фотографическом кадре. Одна из причин этого - отсутствие ощущение объема. Профессионалы так и говорят: "Фотография получилась "плоской". Эта "плоскость" изображения в равной степени может быть присущ любому жанру фотографии. Для устранения этого недостатка широко используется линейная перспектива - прием передачи пространства на плоскости.






Фото: Москва. Гостиница "Россия"


Линейная перспектива - это закономерное изменение масштабов изображения разноплановых объектов расположенных на плоскости. Чем ближе к фотоаппарату находится объект, тем крупнее он изображается. Если на снимке удается воспроизвести достаточно "читаемую" разницу масштабов разноудаленных объектов съемки, то задача передачи пространства будет решена. Уменьшение масштаба удаляющихся предметов - первый признак линейной перспективы. Второй признак линейной перспективы - стремление параллельных сойтись в одной точке на линии горизонта.

Обратите внимание на фото гостиницы "Россия". Первая фотография из-за съемки, что называется, "в лоб", носит, скорее, документальный, нежели чем художественный характер. Вторая фотография, напротив, как бы подчеркивает масштабность сооружения. Кроме того, она дает представление глубине (справа) и о расположении (слева видны собор Василия Блаженного и Спасская башня.)

Наличие линейного рисунка, обозначающего пространство на плоскости, имеет большое значение. В силу геометрических свойств оптики, объектив автоматически строит изображение предметов расположенных близко - крупнее, а далеко - мельче. Однако, полагаться на то, что фотообъектив сам построит правильное изображение и "пространственная" картина на плоскости снимка получится сама по себе, не приходится. Решение задачи пространственного построения кадра находится в выборе направления съемки, расстояния и высоты точки съемки.

Теперь поговорим немного о точке съемки, вернее, о высоте точки съемки. Человек привык видеть мир и окружающие предметы с высоты своего роста, в связи с чем, подавляющее большинство пейзажей в любительской фотографии снимается именно с уровня глаз. Однако, при съемках на природе, для подчеркивания каких-то особенностей данного места, для передачи большего количества деталей, следует более тщательно и взвешенно отнестись к точке съемки.

Точка съемки

Рассмотрим влияние высоты точки съемки путем сравнения двух следующих фотографий:





Фото: "Первый снег"

На левой фотографии съемка была произведена с высоты человеческого роста. Из-за этого фотография выглядит достаточно сухо, пресно и невыразительно. Для оживления фотографии требуется не так уж и много. Достаточно только уменьшить высоту съемки, снимать с низкой точки. Правая фотография, полученная с высоты примерно 30-40 сантиметров, выглядит более живой и насыщенной из-за деталей попавших на передний план. Таким образом, нетрудно убедиться, что выбор точки съемки имеет очень большое значение для правильного построения кадра.

Полезный совет: Если вы хотите расширить свои знания в области композиции, предлагаю вам не заострять свое внимание только лишь на специализированной литературе по фото. Гораздо болше информации вы найдете в литературе по изобразительному искусству.

В этом разделе мы рассмотрели только два важных момента для правильного построения кадра, но тем не менее, надеемся, что для новичка это будет сильным подспорьем в освоении азов композиции и компоновки кадра. Помните, что залогом хорошей фотографии является не камера, а фотограф. Какой бы совершенной ни была ваша камера, без применения основных правил композиции вы можете получить менее хорошие фотографии по сравнению фотографиями где сюжет тщательно обдуман.

Урок подготовил и провел Н. Баслер
Источник: Photohost.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посмотреть фотоработы пользователя
Sergey
Письменник зі стажем


Зареєстрований: 22.04.2008
Повідомлень: 622
Откуда: Moscow

ПовідомленняДодадано: Ср Кві 23 23:52    Заголовок сообщения: Відповісти з цитуванням

Замечательная статья. Но её надо изучать. А любитель ждет каких-то сиюминутных рекомендаций, которые он тут же будет воплощать в жизнь.
Рискну дать пару советов.
Первый. Наше зрение устроено так, что мы главное всегда рассматриваем в центре. Наше периферическое зрение всегда очень нечеткое. Фотограф-любитель неосознанно переносит это свойство на видоискатель своей камеры. Поэтому огромная часть снимков, скажем, портретов, имеет главный недостаток: много неба или потолка и физиономия в геометрическом центре кадра. Об этом было написано выше, но не был разъяснен феномен этой ошибки. Надо приучить себя к тому, что мы наводим фокус, ставя главный объект в середину кадра, а в момент съемки осознанно опускаем взгляд (и камеру) ниже, поднимая главный объект выше середины - на верхнюю треть.

Второй. Поскольку периферическое зрение дает нам не то, чтобы смазанную картинку, но лишает нас возможности сосредоточиться на главном объекте, стОит непосредственно перед съемкой перевести взгляд в видоискателе на любой угол кадра - верхний, нижний, - без разницы. Глаз сразу начинает видеть не главный объект, но выровненную композицию кадра в целом. Вы замечали когда-нибудь, как художник рассматривает свой объект через пальцы, или сильно сощуривая глаза. Осознанно или просто потому, что ему так удобно, но он тем самым "размазывает" композицию от частного к общему. Глаз художника начинает видеть сочетания цветовых пятен, масштабность фигур, не конкретизируя каждый объект. В результате получается то, что мы - теоретики от искусства - называем золотым сечением.
Вот пока и всё.
ИМХО. Я нигде про это не читал, нашел сам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посмотреть фотоработы пользователя
Mayunka
Читач


Зареєстрований: 12.10.2008
Повідомлень: 2

ПовідомленняДодадано: Вт Жовт 14 21:30    Заголовок сообщения: Відповісти з цитуванням

А як на мене, то той, хто дійсно зацікавлений в тому, щоб чомусь навчитись, буде читати статтю. Для того й існують форуми, щоб їх читали.
Дякую автору за перший пост. Засвоювати інформацію спробую порціями, а потім - комплексно. Написано зрозумілою і доступною мовою. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посмотреть фотоработы пользователя
Andrew182
Письменник-початківець


Зареєстрований: 30.06.2010
Повідомлень: 29

ПовідомленняДодадано: Ср Чер 30 16:09    Заголовок сообщения: Відповісти з цитуванням

Можно еще добавить о "золотом сечении", почти то же самое что и правило третей, ну и обо всех их интерпритациях (напр. диагональные сетки) ну и т.д.
Вообще теория композиции, как по мне, самое интересное в фотоискустве)
Кстати, нарушение общепринятых правил постоения композиции иногда бывает очень даже оправданным! :wink:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посмотреть фотоработы пользователя
sanchopansa
Читач


Зареєстрований: 26.03.2011
Повідомлень: 2
Откуда: Хмельницкий

ПовідомленняДодадано: Сб Бер 26 17:34    Заголовок сообщения: Відповісти з цитуванням

Автору ОГРОМНЫЙ ПЛЮС...

Статья просто прелесть!!!
Я оочень начинающий фотограф и начал читать кучу умных книг по фотографии.. Я конечно это все уже читал несколько раз, но так компактно и доступно я еще не видел.. И теперь я думаю я буду постоянным посетителем этого форума Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посмотреть фотоработы пользователя
Показать сообщения:   
Створити нову тему   Відповісти на тему    Список форумів funPhoto -> Практика фотографії Часовой пояс: GMT + 3
Сторінка 1 з 1

 
Перейти:  
  Ви не можете починати теми
Ви не можете відповідати на повідомлення
Ви не можете редагувати свої повідомлення
Ви не можете видаляти свої повідомлення
Ви не можете голосувати у опитуваннях
Вы не можете прикреплять файлы к этому форуму
Вы можете загружать файлы в этот форум